Лешкевич А. Город не роскошь, а пространство для передвижения?

В Новокузнецке прошла акция «Город без барьеров – город будущего». Организаторами её выступили Новокузнецкая городская организация Всероссийского общества инвалидов и библиотечно-информационный центр библиотеки им. Гоголя «Крылья».

Человек, обладающий здоровыми, полноценно функционирующими ногами, отправляясь за покупками в магазин, на работу-учёбу или же просто гуляя по любимому городу, не обращает внимание, как высок может быть спуск от тротуара к пешеходному переходу, много ли ступеней у входа в здание, как бы попроворней взобраться в автобус, не задерживая рейс. Человек же, рискнувший выбраться в город на коляске (на инвалидной, или вместе с детской, или имеющий больные ноги), лишён удовольствия не замечать эти «детали».

Исследовать наш город с точки зрения его доступности рискнули будущие архитекторы и строители: студенты кафедры архитектуры и строительных материалов СибГИУ и Новокузнецкого строительного техникума, а также молодые парламентарии – члены молодёжного парламента города Новокузнецка. Эти ребята – надежда (и ещё в одной предложенной роли волонтёров-сопровождающих – опора) новокузнецких колясочников: молодые специалисты, возможно, под другим – равным для всех – углом будут смотреть на проекты и застройку города. Но это в будущем. А что сейчас?

Честно говоря, не для слабых духом людей – усесться в инвалидные коляски и самостоятельно оценить сложности передвижения по нашему городу. Студентов попросили не вставать до конца эксперимента: чтобы не вызывать ненужных реакций у водителей авто и чтобы в полной мере прочувствовать все «прелести» подобного способа передвижения. Вместе с добровольцами колесить по городу в качестве проводников отправились и колясочники «со стажем».

От администрации Центрального района, по улице Орджоникидзе, проспекту Кузнецкстроевскому и далее по Кирова до городской администрации, потом через дорогу к зданию управления культуры и комитета по делам молодёжи – и обратно до библиотеки им. Гоголя. В этом четырёхчасовом марафоне была исследована лишь небольшая центральная часть города. Парни, только сегодня севшие в коляски, испытывали скорее практический интерес к езде, быстро научились управлять своими транспортными средствами и лихо форсировали преграды – правда, говорят, нагрузки были такими, что в спортзал ходить не надо. Девчонки, которых подталкивали верные товарищи, больше обращали внимание на эмоции прохожих. «Почему люди так косо смотрят? Что во мне ненормального? До слёз обидно…»

Хорошо, что для кого-то только опыт, плохо, что для некоторых – повседневная действительность. Административные офисы, учреждения культуры, образования, здравоохранения – все эти объекты необходимы, но далеко не все из них доступны для посещений. Представьте себе человека, сидящего в кресле с колёсами, которого поднимают и вносят по лестнице в ЦУМ трое взрослых мужчин (охранник спешит на помощь, чем вызывает у наблюдающих колясочников изумление – такого не случалось с ними здесь ещё никогда). И вот так практически везде. В боулинг – не пускают, боятся, что коляски и костыли испортят «паркет». Хотя скажите, чем отличается резина колёс от резины предлагаемых на входе тапочек? В магазин за продуктами сам не отправишься, попытки проникнуть внутрь часто соотносимы с работой скалолазов и спелеологов: попробуй преодолеть лестничные марши, узкие дверные проёмы, достать до высоких ручек. Приходится просить кого-то или обращаться к социальным службам. Посетить театр, концертный зал или выставку – это уже из разряда мечты недосягаемой.

Между тем во всём цивилизованном мире (а также в России согласно федеральным законам и Градостроительному кодексу, СНиПам и ГОСТам) давно существуют правила, обеспечивающие равные возможности для всех (а также ответственность за их невыполнение). Например, ступеням лестницы соответствует такая замечательная альтернатива, как пандус. По этой гладкой наклонной поверхности могут без особого труда подняться и мамы с детскими колясками, и люди с поражениями опорно-двигательного аппарата. Однако он способен утратить свой смысл существования, если не будет выдержан угол ската (не более 15 градусов), ширина (не менее 0,9 метра). И даже если таковой уже имеется – у него чаще всего не оказывается поручней. Есть поручни – всё портит какой-нибудь нелепый поребрик вверху или внизу. Причём изобилуют подобными «погрешностями» как старые (в своё время не обременённые обязательствами по закону), так и нововыстроенные гражданские здания.

Впрочем, наши колясочники вовсе не привередливы:

– Был бы пандус – люди обычно помогают, подталкивают, если попросишь. За перила ещё можно подтягиваться руками. Внести наверх, конечно, все отказываются.

Отдельная история – тротуары. Ехать по колдобинам вдребезги разбитого асфальта, нырять в зазоры между плитами (например, у «Геликона» или мэрии) и дребезжать по как будто бы приличной модной брусчатке – сомнительное благо. Новокузнецким автомобилистам и не снились мучения, которые испытывают колясочники на пешеходных путях. Неудивительно, что их двухколёсные средства передвижения, согласно существующим нормативам подлежащие замене каждые пять лет, выходят из строя уже через год-другой. И приходится инвалидам ездить на сломанных, ремонтировать по мере возможности, нет – так сидеть дома и наблюдать мир исключительно по ТВ и Интернету.

– Пока куда-нибудь доедешь, все колёса растеряешь. Неплохо бы вместе с проблемами новокузнецких дорог заодно начать решать и проблемы прилегающих к ним пешеходных зон, – считают наши студенты.

Не проще приходится и тем, кто везёт. Руки затекают выруливать, объезжая бесчисленные ямы и ухабы. Сопровождающему необходимо прилагать значительные усилия, чтобы не уронить пассажира коляски. Вот так прогулка по городу превращается в выматывающий бег с препятствиями. Проблематично переходить дороги, съезжая и въезжая на бордюры 20-сантиметровой высоты, пересекать трамвайные рельсы, спускаться в подземные переходы. Вообразите себе чью-то злую шутку: с одной стороны подземки пандус есть, с другой (как в подземном переходе у «Спортсмена») по каким-то причинам соорудить забыли...

Под конец маршрута наш город перестал казаться по-родному прекрасным, солнечным, удобным, комфортным и тем более респектабельным полисом. Посмотрев на него с высоты инвалидной коляски, исследователи городских пространств вынесли свой вердикт: в нынешнем Новокузнецке жизненно важные права маломобильных граждан (к коим принадлежат не только имеющие инвалидность) ущемляются повсеместно.

На данный момент организация ВОИ готовит обращения и письма к главному архитектору города, архитекторам и руководителям районов, которые на самом деле по долгу службы обязаны грамотно и эффективно решать проблемы доступности городской инфраструктуры.

PS. В Интернете есть одна занятная статья журналиста, долгое время жившего в США и ежеминутно наблюдающего передвижения инвалидов везде: в кафе, на улицах, в кинотеатрах, парках. Он уверен, что дело здесь отнюдь не в декларации равных возможностей для всех, а в намеренном обездвиживании нации. И убеждён в том, что в России такого количества «уродов» (прошу прощения за термин корреспондента из Америки) просто нет. Для справки: только в Новокузнецке проживают порядка 40 тысяч людей с инвалидностью – то есть один из десяти кузнечан принадлежит к группе с ограниченными физическими возможностями. (И эта цифра склонна идти в рост). Но как часто мы встречаем таковых в общественных местах? Конечно, незачем – по мысли иных «сочувствующих» – травмировать нежную психику горожан неприглядным видом людей с инвалидность. С другой стороны – а что, если судьба заставит оказаться на их месте?

 

Лешкевич, А. Город не роскошь, а пространство для передвижения? [Текст] / Анастасия Лешкевич // Новокузнецк. - 2010. - 18 мая (№ 33). - С. 1, 15 : фото.