Владимиров В. "Ты, милая, выкликай папу, выкликай"
Закончился славный праздник кино в центральной городской библиотеке имени Н.В. Гоголя. Почти две недели школьники города, люди старшего поколения и все желающие в рамках кинофестиваля “Долгие версты войны” смотрели великие советские фильмы о минувшей войне, смотрели их так же, как это делали зрители далеких 50-60-х годов, когда фильмы выходили на экраны страны на целлулоидной пленке, прокрученной на кинопроекторе.
Что может полнее выразить сопричастность зрителя к кинотворению великого мастера, нежели общее, локоть к локтю, переживание за судьбы героев? Раньше на таких просмотрах зрители-ребятишки готовы были сами броситься в иллюзорную гущу событий, чтобы закрыть своей грудью любимого героя или покарать ненавистного врага. Нынешние юные зрители более сдержаны, но даже они не в силах сдержать вздохов сопереживания и подозрительного шмыгания носами на особо чувствительных сценах.
Конечно, наши киноленты о войне, снятые режиссерами-фронтовиками, не могут не заставить зрителя сопереживать. Конечно, наши замечательные актеры, играющие свои роли с такой достоверностью, какую нынешнее поколение зрителей не в силах и представить себе, способны расшевелить самое заскорузлое сердце. Конечно, сама тема представленных фильмов никого в нашей стране не оставляет равнодушным.
Но была у кинофестиваля “Долгие версты войны” еще одна, лишь ему присущая особенность - это его ведущая киновед Любовь Кирилловна Самошкина. Будь моя воля, я бы присвоил ей звание “народный киновед Новокузнецка”. Так, как говорила со зрителем Любовь Самошкина, не говорит уже, пожалуй, никто. Она возвращает к жизни полузабытые понятия человечности, добра, сострадания и сопереживания. Ведь мало просто просмотреть хороший фильм. Нужно прочувствовать его, нужно перестрадать вместе с автором и героями, чтобы очистить в итоге свою душу. Именно к такому восприятию фильмов и готовила зрителей Любовь Кирилловна Самошкина.
Как-то она признавалась, что болеет перед каждым выступлением. По зрителям, выходящим из кинозала, видно, что они начинают болеть после просмотра. Никто не спешит уйти. Каждый взял от фильма что-то такое, что заставило его задуматься. О чем? Порой он и сам не знает о чем. Но маленькое изменение в душе уже произошло. Крохотное зернышко нового мироощущения упало в душу. Думается, это и есть главный итог прошедшего кинофестиваля.
И как не поблагодарить за него организаторов - руководителей и сотрудников городской библиотеки. Они вложили колоссальный труд в организацию и кинозала “Иллюзион”, и самого кинофестиваля (да и деньги, которые, надо признаться, добрые партнеры давали в долг и который вскоре надо будет вернуть). Сколько сил потратили они на то, чтобы оборудовать кинозал, отыскать старые кинопроекторы и целлулоидные пленки! Пусть зрители, с благодарностью покидающие кинозал после очередного просмотра, не забудут и о них. Ведь, как сейчас известно, такой фестиваль был только у нас в Новокузнецке. В Кузбассе, а возможно, и во всей России ничего подобного не было.
Кемеровчане-коллеги, узнав о нем, в восхищении восклицали: “Как вы решились?” А вот решились. И не только решились, но и сделали. Опять же, будь моя воля, я бы наградил коллектив Гоголевки с его директором Верой Васильевной Скаленчук за этот прекрасный подарок горожанам к 65-летию Великой Победы. Впрочем, администрация города, управление культуры, думается, уже готовят соответствующий приказ.
Но вернемся к последнему показу фестиваля. Это был великий фильм выдающегося кинорежиссера Сергея Бондарчука “Судьба человека”. Фильм снят по одноименному рассказу Михаила Шолохова.
Этот рассказ появился в главной газете страны “Правда” в оттепельном 1956 году. Первый советский рассказ о судьбе русского солдата-военнопленного. Еще совсем недавно военнопленных с легкой руки Сталина называли предателями. Этот солдат был героем. Страна взахлеб читала рассказ и обсуждала его. Любовь Самошкина вспомнила эпизод из детства: в радиодискуссиях прозвучал вопрос китайского слушателя: “Как мог русский солдат взять хлеб из рук немецкого палача?” Китайский патриот, сказал он, этого бы не сделал. Таков был накал страстей.
Сергей Бондарчук к 1956 году был уже известным актером, народным артистом СССР. Было бы естественно, если бы он захотел сыграть главного героя Андрея Соколова. Но он решил сам снять фильм. Свой первый фильм вообще. Киноведы, кстати, сейчас думают: не будь этого рассказа и этого первого фильма, состоялся бы вообще будущий оскароносец, автор киноэпопеи “Война и мир”?
Михаил Шолохов согласие на экранизацию своего рассказа дал не сразу. Боялся: испортит неопытный режиссер. А когда увидел снятую ленту, произнес: “Именно таким я и видел Андрея Соколова”.
Долго сопротивлялось, не выпуская фильм на экраны, Госкино. Но зато когда фильм все-таки вышел, он сразу стал знаменитым. Ему аплодировали зарубежные зрители и критики, а советские так просто влюбились в него. Судьба простого советского человека Андрея Соколова никого не оставляла равнодушным. На I Московском международном кинофестивале он был удостоен главного приза.
Одна из пожилых зрительниц, пережившая ту войну маленькой девочкой, рассказала Любови Самошкиной такую историю. Ее папа ушел на фронт, и она очень боялась, что его убьют. Бабушка сказал ей: “Ты, милая, выкликай папу, выкликай”. И она начала “выкликать” - звать отца. Зимой вытаивала дыханием в окошке кружок и шептала в него: “Папа, вернись, папа, вернись”. А летом бегала на дозовский причал и высматривала среди сходящих с парома, нет ли среди них отца.
Отец вернулся с фронта невредимым. И он сказал дочери: “Я слышал в сердце, как ты звала меня. Поэтому я и вернулся. Это ты спасла меня”.
Такова сила внутренней связи, сопереживания и сопричастия. Именно их будят в зрителе наши старые добрые фильмы о войне, которые прошли на экране Гоголевки. Спасибо ей за это!
Владимиров, В. "Ты, милая, выкликай папу, выкликай" [Текст] / Владимир Владимиров // Кузнецкий рабочий. - 2010. - 13 мая (№ 54). - С. 6 : фото.