Чеховские темы

На литературный вечер,
посвященный А. П. Чехову,
приглашает библиотека «Куйбышевская»

Действующие лица : Ведущие (1), (2)           

Оформление:
Книжная выставка «Восхождение к Чехову»
Понадобятся аудиозаписи музыки
П. Чайковского (по выбору организаторов)              

                               
Ведущий (1) Дорогие ребята! Перед вами книга рассказов и повестей Антона Павловича Чехова. Замечательный писатель, он был еще и очень интересным человеком, прожил хотя и короткую, но насыщенную и не совсем обыкновенную жизнь. Поэтому, прежде чем мы с вами будем говорить о чеховских темах, нам хочется немного рассказать вам об их авторе.
Ведущий (2) Антон Павлович Чехов родился в 1860 году, в Таганроге, небольшом южном городе на берегу Азовского моря. Детство у писателя было трудным. Его отец, Павел Егорович, был мелким купцом и держал в городе лавку. В этой-то лавке по приказанию отца Антоша и должен был проводить целые часы – обслуживать покупателей. Антоша «не имел возможности ни побегать, ни порезвиться, ни пошалить».
Ведущий (1) Но вот что удивительно: несмотря на трудную и нерадостную жизнь, Антоша оставался человеком веселым и жизнерадостным, всегда готовым на остроумную шалость, розыгрыш, шутку. Нужна была большая сила характера, чтобы на всю жизнь сохранить в себе эти качества, не озлобиться на весь мир, не потерять бодрости, надежды, чувства юмора.
Ведущий (2) В девятнадцать лет Чехов переехал из Таганрога в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета. Вскоре в печати появились и первые произведения Чехова.
Ведущий (1) В эти годы жизнь писателя складывалась нелегко. К тому времени отец Чехова разорился, и двадцатилетний Чехов стал фактически кормильцем большой семьи. Ему приходилось обеспечивать родителей, платить за учебу в университете, платить за обучение младших. На все нужны были деньги, и Чехов зарабатывал их своими маленькими рассказами, давал уроки… А ведь надо было еще готовиться к занятиям, сдавать зачеты и экзамены… Чехов всегда относился к любому делу, за которое брался, серьезно и ответственно: он работал ночами, во многом себе отказывал, но успешно закончил университет и стал хорошим врачом.
Ведущий (2) Будучи уже довольно известным писателем, он не оставлял и медицину. Больные к Чехову шли, зная что он никому не откажет, хотя Чехов не был практикующим врачом, он был прежде всего писателем.
Ведущий (1) Когда Чехову исполнилось тридцать лет, он, неожиданно для родных и знакомых, отправился в далекое путешествие на остров Сахалин. В то время Сахалин был, пожалуй, самым страшным местом во всей России: на острове была каторга, там же селились бывшие каторжане, которым запрещалось возвращаться на материк. Чехов же чувствовал личную нравственную ответственность за людей, которые живут, мучаются и умирают на далеком Сахалине.
Ведущий (2) Поездка на Сахалин очень много дала Чехову-писателю. Он говорил, что теперь в его творчестве «все просахалинено». Прежде всего это сказывалось в новом, более серьезном взгляде на жизнь, в более остром и мудром понимании ее вопросов. После Сахалина Чехов напишет такие слова «Работать надо… Главное – надо быть справедливым, а все остальное приложится».
Ведущий (1) О Чехове можно рассказывать еще долго и много, но думаем, что вы уже и так поняли и почувствовали главное. Мужественный и до конца честный, удивительно скромный и мягкий в обращении с людьми, умный, веселый и добрый – таким человеком был Антон Павлович Чехов в жизни. Таким он предстает перед нами и в своих повестях и рассказах.
Ведущий (2): Сегодня мы будем говорить о чеховских темах : об оскудении души, о душевности без духовности, о духовной драме старого человека, о пробуждении совести, о надежде в новую жизнь.
Ведущий (1): Чиновник Николай Иваныч Чимша-Гималайский, добрый и кроткий человек, любил деревенскую природу («Крыжовник»). Но тоска по деревне превратилась у него а навязчивую идею – купить «усадебку» с крыжовником. На осуществление этой цели была потрачена молодость, ей в жертву была принесена жизнь жены, на которой он женился из-за денег для покупки усадьбы. И вот результат – это уже «не прежний робкий бедняга-чиновник, а настоящий помещик, барин». Изменился и внутренне – стал неуживчив, высокомерен и говорил важно, точно министр.
Душевное очерствение Николая Иваныча тем разительнее, что о природы это был добрый, мягкий человек.
Ведущий (2): А вот другой чеховский герой, пришедший к сходным жизненным итогам: богатству и душевной черствости. Это доктор Дмитрий Ионыч Старцев («Ионыч»).
На превращении этого по началу энергичного молодого человека, полного неясных, но светлых надежд, в неповоротливого и озлобленного брюзгу Чехов останавливается очень подробно, вникая в изменения, которые происходят в образе жизни и в образе мыслей героя.
Ведущий (1): Бездуховность, на которую добровольно обрекли себя Николай Иваныч Чимша-Гималайский и Ионыч, исключила их из числа живых людей, лишила их способности думать и чувствовать. На глазах читателя они тупеют, утрачивая то человеческое, чем наделила их природа.
Ведущий (2): Героиня рассказа «Душечка»  вызывает особенно много споров у исследователей.
Оля Племянникова, или «душечка», как называют ее знакомые за милый нрав и приятную внешность, - существо доброе. Как она любит, лелеет и жалеет своих мужей, как сочувствует их служебным заботам! И как непритворно рыдает после смерти антрепренера и лесопромышленника.! Да, «душечка» умеет полностью раствориться в чужих интересах, умеет забыть себя для другого. Но богатство и щедрость души Оленьки Племянниковой удивительным образом сочетается с полным отсутствием духовных интересов и самого простого, естественного для каждого человека интереса к жизни как таковой.
Ведущий (1): Этот  необыкновенный образ, возникший из сочетания несочетаемого, - одно из самых загадочных созданий Чехова-психолога, и «Душечка» будет рождать среди читателей и исследователей все новые и новые споры.
Ведущий (2): «Скучная история» - не единственное произведение Чехова, в котором старый человек приходит к выводу, что он прожил жизнь неверно. Вся повесть представляет собой исповедь героя о своих переживаниях. Ученый-медик с мировой известностью, Николай Степанович к концу жизни серьезно заболевает и начинает терять свою былую работоспособность. Размышляя в связи с этим о прожитых годах, он понял серьезный изъян в своем отношении к миру. «Каждое чувство и каждая мысль живут во мне особняком, и во всех моих суждениях о науке, театре, литературе, учениках и во всех картинках, которые рисует мое воображение, даже самый искусный аналитик не найдет того, что называется общей идеей, или богом живого человека»
Ведущий (1): «Жизнь прошла без пользы, без всякого удовольствия, пропала зря, ни за понюшку табаку, - думает герой рассказа «Скрипка Ротшильда» Яков Бронза, - впереди уже ничего не осталось, а посмотришь назад – там ничего… Зачем Яков всю жизнь бранился, рычал, бросался с кулаками, обижал свою жену?» Горькое понимание приходит к чеховским героям, горькое потому, что уже слишком поздно и ничего не вернешь.
Ведущий (2): Равнодушию и сытости обывателей, приспособленцев в произведениях Чехова противостоит иное, совестливое отношение к жизни, характерное для многих других его героев. В противоположность доктору Старцеву они стараются вырваться из омута, в который их втягивает жизнь.
Ведущий (1): Это Никитин («Учитель словесности»), словно проснувшись после спячки, он рвется вон из мертвого мещанского уюта к неуютному, но живому миру человеческих страстей, к активной деятельности.
Ведущий (2): Это капиталист Лаптев из повести «Три года» : он мог бы умножить свое шестимиллионное богатство до бесконечности и успокоится на этом, но он тяготится им, потому что чувствует его несправедливость.
Ведущий (1): Сын известного архитектора дворянин Михаил Полознев в повести «Моя жизнь» мог бы спокойно служить в любом из учреждений, куда его берут по рекомендации отца, но он не уживается нигде, потому что не может смириться с несправедливостью и ложью.
Ведущий (2): Эти люди не могут быть счастливы, потому что они не могут смириться с общим неблагополучием. Словно у них за дверью стоит кто-то «с молоточком» и напоминает стуком, что нельзя быть счастливым, когда на свете много голодных и несчастных.
Ведущий (1): В последние годы жизни Чехов обратился с надеждой к юному поколению, веря в его духовные силы и в то, что оно способно содействовать приближению новых форм жизни.
Героиня из пьесы «Три сестры» Ирина восклицает: «Завтра я поеду одна, буду учить в школе и всю свою жизнь отдам тем, кому она, быть может, нужна»
Ведущий (2): В рассказе «Невеста» у героини рассказа – Нади Шуминой, рождается и постепенно растет неприязненное чувство к родному дому, к семье, в которой она воспитывалась и которая ее готовила к жизни по образцу и подобию женщин прежних поколений.
В разгар свадебных приготовлений Надя решается на небывалый для того времени по смелости шаг – убегает и от жениха, ставшего ей неприятным, и от бабушки, властно руководившей всем этим хлопотливым и праздным мирком. Она бросает дом и бежит без оглядки, бежит – хотя со слезами, но с радостью, с надеждой.
Ведущий (1): В «Вишневом саде», последней пьесе Чехова, снова появляется молодая пара, своим отношением к жизни противостоящая людям старших поколений. Юной Ане автор поручает сказать при расставании с имением значительные, торжественные слова: «Прощай, дом! Прощай, старая жизнь!»
Ведущий (2): Молодые герои последних произведений Чехова верят в лучшее будущее России, когда люди перестанут жить за счет чужого труда. Чехов верит, что жизнь продолжается и обещает впереди заманчивые перемены.
Чехов хотел видеть человека свободным и сильным, отзывчивым к горю и радости, знающим, ради какой цели он живет, и умеющим добиваться этой цели.
Ведущий (1): Жизнь Антона Павловича Чехова до обидного несправедливо коротка: всего сорок четыре года. Но время у художника отчитывается по иной, не общеданной шкале. «День мой – век мой», - говорил Толстой. В 2010 году Россия отметит 150-летний юбилей Чехова.
К Антону Павловичу, так же как к Пушкину, больше всего относятся слова Тютчева:
«Его, как первую любовь,
России сердце не забудет…»

Составила Николенко М. С.
.  
Список литературы
1. Богданов, В. А. Лабиринт сцеплений. Введение в художественный мир чеховской новеллы, а шире – в искусство чтения художественной литературы [Текст] / В. А. Богданов. – М.: Дет. лит., 1986. – 142 с.
2. Будаков, В. В. Родине поклонитесь [Текст] / В. В. Будаков. – М.: Сов. Россия, 1989. – 368 с.
3. Кулешов, В. И. Жизнь и творчество А. П. Чехова [Текст] / В. И. Кулешов. – М.: Дет. лит., 1975. – 175 с.
4. Паперный, З. С. «Вопреки всем правилам..»: Пьесы и водевили Чехова [Текст] / З. С. Паперный. – М.: Искусство, 1982. – 285 с.
5. Полоцкая, Э. А. Пути чеховских героев [Текст] / Э. А. Полоцкая. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
6. Степанов, Ю. «Помогай бедным, береги мать, живите мирно…»: Моральный кодекс Чехова [Текст] / Ю. Степанов // Литература. – 1998. - №9. – С.1 -3