Сказки нашего детства
Сценарий новогоднего вечера
в женском клубе
Сост. И. С. Шабанова
Звучит муз. М. Таривердиева их к/ф Ирония судьбы».
Зажигаются свечи
Сказительница: Тихо падает снег за окошком сегодня.
Наступила зима – непонятно зачем.
И лиловые сумерки предновогодья
Отражают окном пламя наших свечей.
Пряный запах струит неуставшая елка –
Все еще впереди. Все еще настает.
Огоньки на стене…огоньки на иголках…
Сколько лет, сколько зим…
Здравствуй, детство мое.
От забот и тревог, от безжалостных улиц,
Запах елки узнав, отвлекаемся вдруг.
Это сказки пришли, это сказки вернулись,
Как из дальней дали возвращается друг.
И взорвется аккорд, и поймем, удивляясь,
Что не надо грустить наступившей зимой:
Ведь они никуда, никуда не девались
Сказки нашего детства и детство само.
Здравствуйте, милые дети! А почему вы улыбаетесь? Вы хотите сказать, что вы уже взрослые? Мы всегда так думаем, и, дай бог, чтобы мы всегда ошибались в этом. Уж я-то знаю: ведь я – сказительница. И поэтому сегодня хочу подарить вам встречу со сказкой.
Звучит песня «Спор Маши и Вити о сказках», 1 купл.
Сказительница: Сегодня на наш новогодний праздник пришли сказочные персонажи. Давайте же с ними познакомимся. (Присутствующие, наряженные в костюмы сказочных персонажей, угадывают кто есть кто)
Дорогие детишки, я хочу вам рассказать несколько сюжетов известных сказок, переделанных на современный лад, а вы угадайте, о какой сказке речь.
Конкурс « Угадай сказку по сюжету»
1. В какой из сказок личность, во всех отношениях серая, осуществляет коварный план убийства двух лиц. И лишь благодаря своевременному вмешательству общественности все кончается благополучно? («Красная Шапочка»)
2. В какой сказке один долго-долгожитель, не пользующийся успехом у женщин, совершает похищение молодой и красивой девушки с целью вступления с ней в брак? Другой персонаж, не имеющий жизненного опыта, раскрывает и пресекает секрет этого долголетия, а с девушкой вступает в брак. («Царевна лягушка»)
3. В какой сказке лицо, имеющее дурную репутацию, под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано? («Волк и семеро козлят»)
4. Героиня какой сказки, облаченная в дорогую, не имеющую государственного клейма шубу, явилась в гости, да так и не захотела уйти оттуда – очень уж ей приглянулась архитектура хозяйского дома? И в какие только инстанции ни обращался хозяин - все зря! Наконец, действия непрошенной гостьи были квалифицированы как незаконный захват жилища. («Заячья избушка»)
5. В какой сказке говорится о коварстве красивой женщины при устранении еще более красивой соперницы, о тяжких последствиях этих действий, о недопустимо больших затратах на погребение и о неиспользуемом, к сожалению, в медицине средстве реанимации? (А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне»)
6. Герой какой сказки, нарушив инструкцию по окраске волос басмой, не применил предварительно хну и вследствие этого получил поразительный цвет бороды? Прославился, однако, не этим, а тем, что неоднократно разрывал надоевшие брачные узы не в том порядке, какой предусмотрен кодексом о браке и семье, а в том, о котором говорится в уголовном кодексе («Синяя борода» Ш. Перро).
Ну вот, настроение, я вижу, у вас теперь веселое, и вы готовы вспомнить, свою любимую сказку. Может быть, даже вы не считаете ее любимой, но отчего-то она особенно врезалась в вашу память: то ли мама ее читала вам каждый вечер, то ли она просто произвела на вас по какой-то причине очень сильное впечатление – напугала, понравилась, поразила… вспомнили? Психологи считают, что в сказках заключено гораздо больше информации, чем мы предполагаем. Это наш жизненный сценарий.
Как же изменить свою жизнь и соскочить с порочного круга «Спящей красавицы» или «Золушки»? Психологи советуют переписать сказку заново. Дюймовочка, к примеру, пусть попробует перезимовать с Кротом, а не ждать Ласточку. Спящая красавица пусть проснется за 5 минут до поцелуя Принца и пойдет знакомиться с кем-то на стороне. Сочините желательный для вас вариант. Можно организовать «массовку», чтобы вам подыгрывала. К примеру, говорят, Юля Высоцкая, подговорила лифтера, чтобы застрять в лифте с Кончаловским. Проигрывайте свое «кино» каждый раз перед сном. Скоро у вас просто не будет другого выбора, как воплотить этот сценарий, куда более благополучный, чем прежний.
А сейчас наша заведующая Н.Г прочитает вам сказку-быль из библиотечной жизни.
Сказительница: Дорогие детишки, и я расскажу вам не сказку, а быль.
Жил - был один юноша. Он был длинный и нескладный. И стукнуло ему уже 17 лет, а учился он всего лишь во втором классе. Однажды школьный учитель сказал ему:
-Вы глупый юноша, и из вас никогда не выйдет ничего путного. Вы собираетесь заняться бумагомаранием, но никто и никогда не будет читать ваши сочинения! О, вы еще у меня поплачете, верзила вы этакий!
Ученик слушал, опустив голову, но бумагомарание не бросил. Прошли годы. Как звали того учителя, не помнит никто. А непутевого ученика помнят и любят дети всего мира. Вы догадались, кто он? Конечно, замечательный датский сказочник Ганс-Христиан Андерсен, вся жизнь которого очень напоминает одну из его сказок, а сам он неловкий и неуклюжий, похож на главного героя этой сказки. Догадались? – Гадкий Утенок, который превратился в прекрасного лебедя.
Итак, давайте совершим небольное путешествие по сказкам Андерсена. Скажите, кто из андерсеновских героев знает столько сказок, сколько « никто на свете не знает»? Правильно – Оле Лукойе.
А вот и он, собственной персоной.
Оле Лукойе: Снип-снап-снурэ-пурэ-базелюрэ! Привет- привет! Просто не верится, сколько есть на свете людей, особенно детей, которым страх как хочется заполучить меня к себе. И я вот он, тут как тут! Вы, конечно, хорошо помните русские сказки. Как они обычно начинаются? Правильно: «в некотором царстве, в некотором государстве» или «жили были…» а вот у Андерсена сказки начинаются очень необычно, например:
1. «В Китае, как ты знаешь, и сам император и все его подданные китайцы»… Вы узнали сказку? («Соловей»)
2. «Видали ли вы когда-нибудь старинный-старинный шкаф, почерневший
от времени и весь украшенный резьбою в виде разных завитушек, цветов и листьев?..» («Пастушка и Трубочист»)
3. «Жил-был бедный принц. Королевство у него было маленькое-
премаленькое, но жениться все-таки было можно, а жениться-то принцу хотелось» («Свинопас»)
В сказках Андерсена зачастую самые обыкновенные предметы получают необычное назначение.
1. Одна героиня пишет письмо, на чем бы вы думали? – на сушеной треске! Кто она? Из какой сказки? (Лапландка «Снежная королева»)
2.Всем известен оловянный солдатик за его потрясающую стойкость. А помните ли вы, кто его родители? ( Его матушка – старая оловянная ложка)
Сказительница: Спасибо тебе, Оле, за интересные вопросы по сказкам Андерсена. Но вернемся к нашим, русским сказкам. У нас на стенах висят странные и таинственные объявления. Они таинственные, потому что анонимные. Давайте установим их автора.
Объявления.
1. Туристическая фирма «Дремучий лес» предлагает вам шикарный отдых в традиционном русском стиле. Мобильная бревенчатая изба приютит вас после изнурительной пешей прогулки по лесу, предложит вам хорошо натопленную русскую баньку и экзотические блюда из мухоморов. Вы можете принять участие в древнем обряде « Крошечка-хаврошечка» или получить клубок-путеводитель по лесу для дальнейшего путешествия от очаровательной хозяйки в народном костюме. (Баба-Яга)
2. Клуб «Рыболовы-любители» обучает ловле большого количества рыбы нетрадиционными средствами (заговорами), а также отлавливанию особо ценных щук и редких пород золотых рыб с целью исполнения желаний (Старик, Емеля, Лиса)
3. Срочно требуется телохранитель для соблазнительного и сладкого любителя лесных прогулок. Оплата – песнями. (Колобок)
4. Срочно куплю корм фирмы «Рябушка» для своего любопытного и голодного Петушка. (Кот)
Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» - все вы прекрасно знаете эти пушкинские строки. Давайте же вспомним уроки, которые нам преподают сказки.
Догадайтесь, из какой сказки можно извлечь
следующие уроки?
1Ббез труда не вынешь и рыбку из пруда ( Лисичка-сестричка и Серый волк)
2.Не рой яму другому – сам в нее попадешь (Волк и семеро козлят)
3. Как аукнется – так и откликнется (Лиса и Журавль)
4. Не имей сто рублей, а имей сто друзей (Репка. Кот, Петух и Лиса)
Сказку «Репка» знают все. Даже сюжет напоминать не нужно.
Предлагаю поставить импровизированный спектакль.
( Юмористическая инсценировка сказки «Репка» с участием руководителя «Театра-экспромт» Несиной М.В.)
Сказительница: А сейчас, дорогие детишки, давайте с помощью сказки заглянем в свое подсознание. (Тест «Ваше подсознание» см. Приложение)
Сказительница: Вот мы с вами уже много говорили о сказках, и на разные вопросы отвечали. Но я вам забыла задать самый главный вопрос: верите ли вы в сказки? Нет, не в те сказки, которые порой рассказывают нам мужчины. В это, понятное дело, в наши годы уже никто не верит. Я про сказки об отважных принцах, прекрасных принцессах, далеких странах, захватывающих приключениях…ну, в общем, о всяческих чудесах…Вы верите в чудеса? А бывали ли в вашей жизни какие-то чудесные случаи, необыкновенные почти сказочные события? Вспомните, пожалуйста, расскажите о них. (Слушаем рассказы)
За разговорами о сказках мы с вами совсем забыли, что не за горами Новый год, и в адрес нашего женского клуба пришли поздравительные телеграммы от сказочных героев.
Оле Лукойе: Какие красивые поздравления! Вот это прислал…
Сказительница: Постой! Не говори, кто прислал. Пусть детишки угадают, от кого они.
Оле Лукойе: Хорошая мысль! Давай читать.
Сказительница: Первая телеграмма.
От людей я ушел,
от зверей я ушел,
и закончилось, наверно,
все бы очень хорошо,
но доверчив был я слишком,
пел, не чувствуя беду,
не сообразил умишком,
что в ловушку попаду.
Всем желаю не попасться
хитрым лискам на зубок.
С Новым годом! С новым счастьем!
Дата. Подпись. (Колобок)
Оле Лукойе: Вторая телеграмма.
Коль не слушаешь совет
тех, кто старше и поопытней,
ждет тебя немало бед,
а родным и близким – хлопоты.
Чтоб не превратился ты
ни в теленка, ни в козленочка,
ох, не пей сырой воды!
И подписано… (Аленушка)
Сказительница: Третья телеграмма.
Хоть сперва везет не очень,
и смеются над тобой,
совладаешь, коль захочешь,
с незадачливой судьбой.
Верь в удачу, без сомненья,
и в конька-горбунка!
Всем привет и поздравленья
от…(Ивана-дурака).
Оле Лукойе: Четвертая телеграмма.
Пусть метели впереди,
ветра свист во тьме кромешной –
сердца жар не остудить
даже Королеве снежной!
Надо лишь поверить вновь:
солнца свет, весна, любовь
непременно ждет вас где-то.
Счастья вам! И подпись…(Герда).
Сказительница: Я думаю, Оле, что и мы с тобой тоже должны поздравить наших детишек с Новым годом.
Оле Лукойе: Согласен! Три-четыре –
Вместе: С Новым годом!
Оле Лукойе:
Пускай то, что нас каждый день окружает,
на сказочный мир непохоже, увы, -
поверьте, что это беда небольшая,
коль сказку в душе сохраняете вы.
Сказительница:
и если усталость вам ляжет на плечи,
обидят, обманут – не стоит тужить!
Припомните этот наш сказочный вечер –
и сразу же станет уютнее жить!
Песня «В мире много сказок» (В. Шаинский, Ю. Энтин)