Звезда Рождества

Литературно-музыкальный вечер

Сост. И.С. Шабанова

Вечер состоит из двух отделений:

  1. Литературно-музыкальная композиция «Звезда Рождества»
  2. Рассказ о праздновании Рождества на Руси, пение колядок, шучочные гадания, игры, викторины

 

Музыка

Ведущий 1:

«Есть книга, коей каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли, применено ко всевозможным обстоятельствам жизни и происшествиям мира; из коей нельзя повторить ни единого выражения, которого не знали бы наизусть, которое не было бы уже пословицею народов;

Она не заключает уже для нас ничего неизвестного;

Но книга сия называется Евангелием, и такова ее вечно новая прелесть, что если мы пресыщаемся миром или удрученные унынием, случайно откроем ее, то уже не в силах противиться ее сладостному влечению и погружаемся духом в ее божественное красноречие». (А.С. Пушкин)

Ведущий 2:

«Странная книга: ее нельзя прочесть, сколько ни читай, все кажется, не дочитал или что-то забыл, чего-то не понял; а перечитаешь – опять то же, и так без конца. Как ночное небо: чем больше смотришь. Тем больше звезд…» (Д. Мережковский)

Музыка. Слайд

Чтец 1: (Зажигает свечи, открывает Евангелие - толстый фолиант)

Эти дни – дни предчувствия покоя.
Ангел мой. Тяжело ли, легко ли.
В зимний полдень, пустой и неяркий,
Снова те же страницы откроем –
От Луки, От Матфея, от Марка…
Что нас ждет – тишина иль мученье,
Сумрак Ада иль Рая обитель…
Снова – Ангел, Мария, Спаситель
И  звезды Вифлеемской свеченье.
                                        (Л. Колодяжная)

Музыка. Слайд «Космос. Земля»

От Иоанна (1-1-14)
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.

Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.

В Нем была жизнь  и жизнь была свет человеков; И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.

…Был Свет истинный, который предвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал.

…И Слово стало плотью и обитало с  нами, полное благодати и истины; в мы видели славу Его, славу  как  единородного от Отца.

Музыка. Чайковский «Отче наш».  Слайд Рублев «Спас на Убрусе»

Чтец 2:    

В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо Свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.

И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.

А для низкой жизни были числа,
Как домашний, подъяремный скот,
Потому что все оттенки смысла
Умное число передает.

Патриарх седой, себе под руку
Покоривший и добро и зло,
Не решаясь обратиться к звуку,
Тростью на песке чертил число.

Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангельи от Иоанна
Сказано, что слово это Бог

Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества,
И, как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова.
                                        ( Н. Гумилев)

Ведущий 1:

Евангельская история вдохновила многих поэтов, прозаиков, художников, композиторов и продолжает вдохновлять. И сегодня мы предлагаем вам вместе с ними, знаменитыми и малоизвестными, прочесть две важнейших страницы Евангелия  Ave Maria (Благовещение) и   Gloria in ecselsis  (Рождество).

Музыка. Слайд «Звездное небо»

Чтец 3:   
В час полночный, близ потока
Ты взгляни на небеса.
Совершаются далеко
В горнем мире чудеса.
Ночи  вечные лампады,
Невидимы в блеске дня,
Стройно ходят там громады
Негасимого огня.
Но впивайся в них очами –
И увидишь, что вдали
За ближайшими звездами
Тьмами звезды в ночь ушли.
Вновь вглядись – и тьмы за тьмами
Утомят  твой робкий взгляд:
Все звездами, все огнями
Бездны синие горят.
В час полночного молчанья,
Отогнав обманы снов,
Ты вглядись душой в писанья
Галилейских рыбаков, -
И в объеме книги тесной
Развернется пред тобой
Бесконечный свод небесный
С лучезарною красой.
Узришь – звезды мысли водят
Тайный хор свой вкруг земли.
Вновь вглядись – другие всходят;
Вновь вглядись – и там вдали
Звезды мысли, тьмы за тьмами,
Всходят, всходят без числа, -
И зажжется их огнями
Сердца дремлющая мгла.
                                        (А. Хомяков)

Музыка. Слайд «Благовещение»

Чтец 1:  От Луки (1-26-38)
Послан был ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве,  обрученной мужу, именем   Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, вошед к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с  Тобою; благословенна Ты между женами.  Она же, увидевши его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие.

И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; И вот, зачнешь во чреве, и родишь  Сына,  и  наречешь  Ему имя: Иисус; Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего; и даст Ему  Бог престол Давида, отца Его.

Музыка «Ave Maria».

Чтец 2:     
С детских лет — видения и грезы,
Умбрии ласкающая мгла.     
На оградах вспыхивают розы,     
Тонкие поют колокола.

Слишком резвы милые подруги,
Слишком дерзок их открытый взор.
Лишь она одна в предвечном круге
Ткет и ткет свой шелковый узор.

Робкие томят ее надежды,
Грезятся несбыточные сны.
И внезапно — красные одежды
Дрогнули на золоте стены.

Всем лицом склонилась над шелками,
Но везде — сквозь золото ресниц —
Вихрь ли с многоцветными крылами,
Или ангел,  распростертый  ниц...

Темноликий ангел с дерзкой  ветвью
Молвит:  «Здравствуй!  Ты  полна красы!»
И она дрожит пред страстной  вестью,
С  плеч упали тяжких две косы...

Он  поет  и шепчет — ближе,  ближе,
Уж над ней — шумящих крыл шатер...
И она без сил склоняет ниже
Потемневший,  помутневший  взор...

Трепеща,  не верит:   «Я  ли,  я  ли?»
И рукою закрывает грудь...
Но чернеют пламенные дали –
Не уйти, не встать и не вздохнуть...    

И тогда — незнаемою болью
Озарился светлый  круг  лица...
А над ними — символ  своеволья —
Перуджийский  гриф  когтит тельца.

Лишь художник,  занавесью скрытый,—
Он  провидит страстной муки крест
И твердит:  «Profani,  procul ite,
Hie amoris locus sacer est».

Чтец 1: От Матфея (1-18-20)
Рождество   Иисуса   Христа было так: по обручении Матери Его  Марии  с  Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, - се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого…

Чтец 3:    
Когда б не ангел, может быть, Иосиф
Один остался, плотничал, грустил,
Марию с Сыном без вниманья бросив,
Закона б Ветхого - не преступил.

Но, видимо, была, как сон, чутка
Душа его к небесному веленью.
Он жил, как должно жить – по вдохновенью.
По всем законам Божьего листка.

Когда душа была бы столь ранима,
Чтоб уловить небесное вниманье,
Наверно б счастье не летело мимо,
И жизнь полна была бы смыслом тайным.

И действо, не спеша, сменялось б действом,
Где ты, герой не суеты, но драмы,
Навечно вправлен в позолоту рамы,
Как и Иосиф, со святым семейством.
                                        (Л. Колодяжная)

Музыка.Слайд «Святое семейство»
    
Чтец 1: От Луки (2-1-7)    
В те дни вышло от Кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. И пошли все записываться, каждый в свой город.

Пошел также и Иосиф из Галилеи…в город, называемый Вифлеем…записаться с Мариею…

Когда же они были там, наступило время родить Ей: и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли. Потому что не было им места в гостинице.

Чтец 2:    
То были времена чудес,
Сбывалися слова пророка;
Сходили ангелы с небес.
Звезда катилась от востока;

Мир искупленья ожидал –
И в бедных яслях Вифлеема,
Под песнь хвалебную Эдема,
Младенец дивный воссиял…
                                        (Л. Мей)

Музыка « Хвалите Господа с небес». Слайд «Поклонение пастухов»

Чтец 1: От Луки (2-8-12)
В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг   предстал   им   Ангел Господень,    и    слава   Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И   сказал   им   Ангел:   не бойтесь; я  возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: Ибо  ныне  родился  вам   в  городе Давидовом Спаситель, Ко¬торый есть Христос Господь; И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.


От Матфея (2-1-9)
Когда  же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока, и говорят: Где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на   востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним.

Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды. И, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце, и когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушавши царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как, наконец,пришла и остановилась над местом, где был Младенец.
Слайд «Поклонение волхвов»

Чтец 3:    
Стояла зима.
Дул ветер из степи
И холодно было младенцу в вертепе
На склоне холма.

Его согревало дыханье вола,
Домашние звери
Стояли в пещере,
Над яслями теплая дымка плыла.

Доху отряхнув от постельной трухи
И зернышек проса,
Смотрели с утеса
Спросонья в полночную даль пастухи.
Вдали было поле в снегу и погост,
Ограды, надгробья,
Оглобля в сугробе,
И небо над кладбищем, полное звезд.
А рядом, неведомая перед тем,
Застенчивей плошки
В оконце сторожки
Мерцала звезда по пути в Вифлеем.
Она пламенела, как стог, в стороне
От неба и Бога,
Как отблеск поджога,
Как хутор в огне и пожар на гумне.

Она возвышалась горящей скирдой
Соломы и сена
Средь целой вселенной,
Встревоженной этою новой звездой.
Растущее зарево рдело над ней
И значило что-то,    
И три звездочета
Спешили на зов небывалых огней.

За ними везли на верблюдах дары.
И ослики в сбруе, один малорослей
Другого, шажками спускались с горы.

Вставало вдали все пришедшее после.
Все мысли веков, все мечты, все миры,
Все будущее галерей и музеев,
Все шалости фей, все дела чародеев,
И странным виденьем грядущей поры
Все елки на свете, все сны детворы.
Весь трепет затепленных свечек, все цепи,
Все великолепье цветной мишуры...
...Все злей и свирепей дул ветер из степи...
...Все яблоки, все золотые шары.

Часть пруда скрывали верхушки ольхи,
Но часть было видно отлично отсюда
Сквозь гнезда грачей и деревьев верхи.
Как шли вдоль запруды ослы и верблюды,
Могли хорошо разглядеть пастухи.
—    Пойдемте со всеми, поклонимся чуду,—
Сказали они, запахнув кожухи.

От шарканья по снегу сделалось жарко.
По яркой поляне листами слюды
Вели за хибарку босые следы.
На эти следы, как на пламя огарка,
Ворчали овчарки при свете звезды.

Морозная ночь походила на сказку,
И кто-то с навьюженной снежной гряды
Все время незримо входил в их ряды.
Собаки брели, озираясь с опаской,
И жались к подпаску, и ждали беды.

По той же дороге, чрез эту же местность
Шло несколько ангелов в гуще толпы.
Незримыми делала их бестелесность,
Но шаг оставлял отпечаток стопы.

У камня толпилась орава народу.
Светало. Означились кедров стволы.
- А кто вы такие? — спросила Мария.
- Мы племя пастушье и неба послы,

Пришли вознести вам обоим хвалы.
- Всем вместе нельзя. Подождите у входа.

Средь серой, как пепел, предутренней мглы
Топтались погонщики и овцеводы,
Ругались со всадниками пешеходы,
У выдолбленной водопойной колоды
Ревели верблюды, лягались ослы.

Светало. Рассвет, как пылинки золы,
Последние звезды сметал с небосвода.
И только волхвов из несметного сброда
Впустила Мария в отверстье скалы.

Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,
Как месяца луч в углубленье дупла.
Ему заменяли овчинную шубу
Ослиные   губы   и   ноздри   вола.

Стояли в тени, словно в сумраке хлева,
Шептались, едва подбирая слова.
Вдруг кто-то в потемках, немного налево
От яслей рукой отодвинуть волхва,
И тот оглянулся: с порога на деву
Как гостья, смотрела звезда Рождества.
                                        (Б.Пастернак)

Чтец 2:      
Внимательно, не мигая, сквозь редкие облака,
На лежащего в яслях ребенка издалека,
Из глубины Вселенной, с другого ее конца
Звезда смотрела в пещеру. И это был взгляд Отца.
                                        (И. Бродский)
    
Музыка «Слава в вышних Богу». Слайд «Старец Симеон».

Чтец 1: От Луки (2-25,26,34,35)
Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, Он взял Его на руки, благословил Бога и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение  и   на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, - и Тебе Самой оружие пройдет душу…

Музыка Перголези «Stabat Mater». Слайд «Сикстинская мадонна»

Чтец 3:    
Склоняся к юному Христу,
Его Мария осенила;
Любовь небесная затмила
Ее земную красоту.

А он, в прозрении глубоком,
Уже вступая с миром в бой,
Глядит вперед – и ясным оком
Голгофу видит пред собой.
                                        (А. Толстой)

Музыка продолжается. Слайд «Распятие»

Чтец 2:     
Не сводит глаз с орудий пыток –
Судьбы своей Младенец Твой.
И, словно требуя защиты,
За Мать хватается рукой.

Но Ты, смиряясь благодатно
И веря в Божью правоту,
Несешь младенца невозвратно
Навстречу пыткам и кресту.
                                        (А. Солодовников)

Музыка

Ведущий 2

«Было это или не было? Чтобы спрашивать об этом, слыша лилейное «Радуйся, Благодатная» и громовое «Слава в вышних Богу», - каким надо быть глухим.

«Только поэзия!» - скажет Фридрих Штраус.

«Все про неправду написано», - скажет лакей Смердяков (…)

Верит – видит Гете – Фауст, чего никогда не увидит Вагнер – Штраус: как силы неба восходят и нисходят. «Будете видеть небо отверстое и Ангелов Божьих, восходящих и нисходящих к сыну человеческому» (Ио, 1-51).

Небо отверстое видит отверстый человеческий, а не звериный глаз».                                    (Д. Мережковский)

Слайд «Звездное небо»

Чтец  3:     
Сказал  Он: вера получает
Божественную благодать,
Любовь – дает. Встань над печалью:
Есть в мире счастье – отдавать.

Еще сказал: по воле Божьей
Никто, как счастье ни лови,
Без веры получить не сможет
И дать не сможет без любви.
                                        (Л. Болеславский)

Музыка

Ведущий 1:
«Мать подносит  дитя свое к Рождественской елке, горящей огнями, как Вифлеемская ночь горела звездами; дитя еще говорить не умеет, ни даже смеяться, но жадно тянется к свету, смотрит на него широко (…) раскрытыми глазами и видит, что «свет во тьме светит, и тьма не объяла его».

Так бы и нам взглянуть на Рождество, чтобы увидеть его и понять (…)
                                        (Д. Мережковский)

Чтец 2:     
И все же – снова Рождество
И в этом – жизни торжество.
И сколько б ни было потерь –
Душа опять светла теперь.
И в этом  - наш земной закон,
Как ни жесток и грустен он –
И сколько бед ни превозмог,
Ты знай – опять родился Бог!
Ты знай – предвестием в ночи
Затеплился огонь свечи.
                                        (А. Левин)

Музыка

Во втором отделении вечера можно провести литературную рождественскую викторину.

Библиотекарь:
Старинная легенда рассказывает, что Бог на радостях, что  у него родился Сын, отомкнул все двери и выпустил чертей погулять. И вот черти, соскучившись, как голодные набросились на все грешные  игрища и придумали на погибель человеческого рода бесчисленное множество развлечений, увеселений, легкомысленных занятий. Нечистая сила могла куролесить вплоть до Крещения (19 января). Время от Рождества до Крещения стало называться Святками (Святыми вечерами). Характерной чертой Святок было ряженье. Ряженье считалось грехом, но молодежь с радостью участвовала в святочном маскараде. В народе же рассказывали историю о том, как один парень нарядился в саван (костюм покойника) и был утащен покойником в болото и отдан во власть Дьявола. Дьявол долго бил парня дубиной, заставляя его снять нательный крест и бросить в болото, но несчастный креста не снял и таким образом спасся, отделавшись тяжкими увечьями.

Другим характерным и любимым занятием на Святки было гадание. Один русский поэт 19 века об этом писал так:

Настали Святки. То-то радость!
Гадает ветреная младость,
Которой ничего не жаль,
Перед которой жизни даль
Лежит светла, необозрима.
Гадает старость сквозь очки
У гробовой своей доски,
Все потеряв невозвратимо;
И все равно: надежда им
Лжет детским лепетом своим.

Кто автор этих строк? (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)

Гадание тоже считалось грехом, так как гадающий вступал в отношения с нечистой силой, поэтому перед гаданием полагалось снимать с себя крест.

Вы знаете, что существует множество различных гаданий. Некоторые из них описаны у другого русского поэта так:

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны

Назовите автора этих строк (В.А. Жуковский). Какие гадания из перечисленных вам знакомы и как они проходят? В стихах упоминаются «песенки подблюдны». Что это за песенки?

Это одно из самых распространенных и поэтичных гаданий. В блюдо с водой гадальщицы клали предметы (кольца, серьги). Блюдо покрывали платком, и под пение специальных песен (каждая песня предвещала какой-либо поворот в судьбе), вынимали эти предметы. Того, кому принадлежал предмет, ждала участь, описанная в песне. (Можно предложить провести подобное гадание. В качестве подблюдных использовать фонограмму современных песен, юмористически истолковывая различные их строки).

Одно из самых страшных гаданий – гадание на зеркале. Гадать следовало в особом помещении, где не было икон, отпугивающих  нечистую силу – на чердаке. В бане, в пустой неосвещенной избе и т.п. Гадальщица снимала с себя сберегающие ее предметы и садилась гадать не перекрестясь. Тем самым она делалась предельно доступной нечистой силе, от которой и получала сведения о своем будущем. На столе ставились два зеркала – одно напротив другого, а по бокам – зажженные свечи. Возникало изображение, напоминающее освещенный коридор. Гадальщица садилась за стол спиной к двери и начинала неотрывно смотреть в зеркало. Это гадание описано в балладе В. Жуковского «Светлана».

Чтец читает отрывок из баллады.

Вечер накануне Крещения был последним и наиболее эффективным временем святочных гаданий. В этот день начинались приготовления к празднику. Изгоняя из домов нечистую силу, необходимо было на всех вещах в доме и особенно на дверях и окнах поставить мелом кресты. В этот день не следовало ничего есть «до воды», т.е. до тех пор, пока не принесут из церкви освещенную воду. Крещением заканчивались русские Святки.

«Праздники рождества и Нового года имели для меня что-то особенно привлекательное, - вспоминал литературный критик И.И. Панаев. – С каким нетерпением ждал я этих праздников! Какое необъяснимое ощущение, к которому примешивалось что-то поэтическое, пробуждалось в душе моей по мере приближения к рождественским дням».

Ожиданием чуда,  теплом, добротой и любовью пусть будет и для вас наполнена атмосфера этих рождественских дней. С Рождеством!

Чтец:        
Кто говорит, что мы должны страдать,
Уязвлены терновою занозой.
Когда звезда умеет так сиять
И пахнуть осликом и розой?

Что нужно яслям прежде и потом?
Избыток сердца и остаток сенца.
Мы связаны друг с другом не крестом.
А пуповиною младенца.
                                        (И. Лиснянская)

Звучит песня С. Никитина на стихи Б. Пастернака «Снег идет».

Литература:

  1. Болеславский Л. Сын человеческий: Стихотворения / Л. Болеславский // Христианин. – 199. - № 1. – С.31.
  2. Колодяжная Л. Святки: композиция. / Л. Колодяжная  // Дружба народов. – 1993. - № 8. – С.31.
  3. Мережковский Д. Иисус Неизвестный / Д. Мережковский // Октябрь. – 1992. - № 11. – С. 135, 1993.
  4. Рождественская елка //Молодежная эстрада (спецвыпуск). – 1993. - № 3 – 4.
  5. Солодовников А. Образ страстной Богоматери: Стихотворение / А.Солодовников // Литературное обозрение. – 1992. - № 7 - 9. – С.93.